Подстаканники статья
02/11/2016Подстаканник — это подставка, которая обхватывает и поддерживает стеклянный стакан. Практически всегда он выполнен в виде цилиндрической формы, имеет ручку, для того чтобы было удобно держать стакан горячего чая и при этом не навредить своим рукам. На территории России подстаканник используется для сервирования стола в железнодорожном транспорте, он помогает сохранять устойчивость стакана во время движения. Этот атрибут приобрел свою популярность еще в 1889 году, когда на посту директора Департамента железнодорожных дел был Ю.Витте. Самое большое предприятие по производству подстаканников расположено в г.Кольчугино во Владимирской области на заводе посуды и столовых приборов, основанном в 19 веке купцом А.Кольчугиным как одной из частей большой металлургической мануфактуры.
В наше время подстаканники подстаканники делают из латуни, мельхиора, серебра и меди. А в качестве декоративного и защитного покрытия используют сплавы серебра, золота и никеля.
Чтобы придать рисунку живописную рельефность и контраст используют метод чернения. Сначала готовое изделие полируют для того, чтобы получить блестящую поверхность. В основном подстаканники делают методом чеканки, и для каждого вида изделия существует свой штамп. Иногда на самые распространенные серийные изделия наносят логотип при помощи метода лазерной гравировки. Ее так же используют для нанесения на уже готовое изделие оригинальных надписей или размещают художественный текст на серебряном и золотом покрытии.
Эти нехитрые приспособления служат для поддержания стакана с горячей жидкостью, например, кофе. С помощью подстаканника вы без проблем сможете взять в руки сильно нагретый стакан и при этом не ощутите никакого дискомфорта. Почти все люди ошибаются, считая, что история этого приспособления началась с поездов, и в голове сразу всплывают ассоциации о граненом стакане с чаем в подстаканнике и проводнике. Но, это всего лишь домысли, история началась гораздо раньше.
Известно, что еще в дореволюционной России женщины пили чай исключительно из фарфоровых чашек, а мужчины из стеклянных. Это создавало некоторые проблемы мужчинам. Чай был горячим, стекло быстро нагревалось, и возникала острая необходимость в использовании каких-либо подручных средств, чтобы защитить руки от влияния высокой температуры. К сожалению, точно узнать невозможно так было или нет и время появления подстаканника неизвестно. А произошло это по причине того, что подстаканник был необходим только как техническое приспособление и выглядел он тогда, скорее всего, непримечательно и неказисто.
В более известном для нас виде подстаканник стал выпускаться в конце XVIII столетия. Именно в это время появились первые упоминания об элементе в русском чаепитии несущем определенную художественную ценность — о подстаканнике.
Период с конца XIX и начала XX столетия охарактеризовался в судьбе подстаканника как самый высокохудожественный отрезок времени. Производством подстаканника стали заниматься разнообразные авторские и частные мастерские. В технике преобладает использование художественного литья. Акцент ставится на эксклюзивные модели с отделкой драгоценными металлами. Как правило, подстаканник делали для состоятельных любителей горячих напитков и в стилистике преобладали народные мотивы с использованием различных художественных направлений, от готики до модерна.
В период Великой Октябрьской Социалистической Революции производство подстаканников полностью прекратилось. Но, он продолжает играть значительную роль в быту у революционеров. Особую ценность приобретают подстаканники, изготовленные еще во времена правления Царской России. Вновь производить их стали лишь в период НЭПа маленькие частные артели. Вместе с литьем в технологию производства ввели элементы гравировки и выдавливания рисунка.
Уже с 30-х годов XX столетия подстаканники приобрели особую популярность и даже стали нести некую функцию пропаганды. С этого момента производство стало на высокий промышленный уровень, изменился способ изготовления, он стал высокоточной штамповкой. В качестве материала используют «породистое» серебро. На подстаканниках стали изображать тематические серии из культурной и политической жизни народа.
Бурный расцвет подстаканника пришелся на конец 40-х и начало 70-х годов. В этот период их производят из сплава «цинк — никель — медь», используя метод глубокого серебрения и из алюминия, мельхиора и нержавеющей стали. На подстаканниках изображаются целые серии посвященные архитектуре, известным людям, цветам, городам СССР и всевозможные узоры.
Несмотря на свою популярность у граждан и массовость производства (было задействовано около 30 предприятий, раскиданных по всему СССР), цены на такие изделия достаточно высокие. Например, купить подстаканник из сплава цинка с мельхиором и серебром в то время, в среднем можно было за 4 рубля, а из нержавейки и алюминия — около двух рублей.
В наше время так же выпускаются подстаканники и ассортимент их достаточно велик, есть высокохудожественные изделия и заводская штамповка. Для авторских изделий важна эксклюзивность, а вот с заводов выходят подстаканники с банальным изображением зверей либо тематика бывшего СССР. Существуют так же подстаканники их пластмассы и пластика, но они не представляют для нас никакой художественной ценности.
Так же как и раньше главным заказчиком на такое изделие остается Министерство Путей Сообщения, и именно, на железных дорогах этого ведомства можно встретить, когда то столь популярный предмет. Здесь можно увидеть редкие образцы времен бывшего Советского Союза, это как своеобразные отголоски далекого прошлого, дающие нам возможность ощутить слабое дыхание прошедшей дней и великих свершений. Так что если вам выпадет возможность воспользоваться услугами железной дороги, не откажитесь, и возьмите себе горячего чая.