caret-arrow-up caret-down

График работы
C 8:00 до 19:00 по телефону
Через корзину - круглосуточно

статьи

Душа самурая

10/23/2017
самурайский меч катана, меч самурая, японский меч Меч самурая — знаменитое на весь мир холодное оружие, которое имело огромное значение не только на поле боя, но и за его пределами. Сегодня японский меч стал символом Страны восходящего солнца и уже практически не используется по своему прямому назначению, однако чуть более века назад для него нашлась важная работа, и он выполнил ее с честью.

Самурайские мечи в мирное время

В XVII веке междоусобные войны в Японии практически прекратились, ведь в период с 1603 по 1868 гг. страной правил клан Токугава, установивший свою единоличную власть. Это время получило название «период Эдо». Во время Эдо власть существенно ограничила условия ношения и использования мечей, дабы уменьшить риск неконтролируемых проявлений недовольства со стороны народа. Длинный самурайский меч катана имели право хранить и носить только самураи, представителям других сословий разрешалось использовать короткие мечи для самообороны.

Отметим, что не каждый короткий меч имел право называться «вакидзаси». Этот термин использовался только для короткого меча идущего в паре с длинным, причем они должны быть изготовлены одним и тем же мастером. Как правило, катана и вакидзаси создавались в одинаковом стиле. Для короткого меча используемого самостоятельно существует другое название — кодати. Кодати носили и применяли в качестве полноценного оружия представители различных сословий: артисты, священники, торговцы и другие. Еще один короткий меч кайкен, который иногда классифицируется как кинжал, дарили на 12-летие девушке из самурайского сословия.

Повсеместное использование коротких мечей внесло свои коррективы, и самураи тоже стали использовать катану гораздо реже. Запрет использования длинных мечей не останавливал грабителей, которые переместились из открытых пространств в узкие городские улицы и коридоры. В таких условиях использование катаны было нецелесообразным, и, заходя в помещение, самурай отдавал свой длинный меч слуге или же помещал его на предназначенную для этой цели гостевую подставку. Если же самурай снимал и свой вакидзаси, то этим самым демонстрировал абсолютное доверие к хозяину дома.

К середине XIX века практически все самураи стали занимать те или иные посты на государственной службе, а меч демонстрировал принадлежность к почитаемому сословию и носился как часть официального костюма. Так как изготовление пары мечей хорошим мастером требовало немалых средств, многие не очень богатые самураи вместо катаны носили ее имитацию, а иногда и вовсе оба меча были непригодными для ведения реального боя.

В период Эдо появляется множество частных школ боевых искусств, где обучали профессиональному фехтованию мечом. Каждую из таких школ возглавлял мастер, который передавал молодому поколению свои знания и любовь к самурайским традициям. Особо отличившиеся выпускники этих школ имели дополнительное преимущество в карьерной борьбе за важные должности, ведь владение катаной и вакидзаси ценилось в Японии во все времена.

Меч самурая снова в бою

Эпоха Эдо, как и любая другая эпоха, имеет свой конец. С 1853 года Япония снова погрузилась в многочисленные внутренние конфликты, которые закончились войной Босин. В это смутное время произошло немало кровавых расправ над государственными чиновниками, неспособность стражи обеспечить должную защиту своим хозяевам и поддерживать порядок в городах была очевидна. Поэтому сёгуном было принято решение о создании специального отряда элитных воинов, в который вошли две сотни лучших бойцов страны — при чем не все из них были представителями клана самураев. Отряд получил название Росигуми, что указывало на не самое почетное происхождение воинов. Многие из них имели всего один японский меч , так как на приобретение пары у них просто не было денег. Росигуми выполняли функции по наведению общественного порядка и активно боролись с врагами сёгуната. В сентябре 1863 года отряд отличился во время защиты дворца императора от вторжения мятежных княжеств, за что удостоился чести быть переименованным в Синсэнгуми.

Не удивительно, что военное время спровоцировало рост преступности в стране. Разбойники снова появились на дорогах и в городах, повсеместно вспыхивали беспорядки. Из провинций в столицу приехало немало молодых и радикально настроенных самураев, которые нападали на торговые лавки и постоялые дворы, особую неприязнь они испытывали к европейцам и всем имеющим с ними дела. От подобных беспорядков пострадало чуть ли не больше мирного населения страны, чем непосредственно от самой войны Босин.

В 1868 году началась война Босин, в состав выступавших на стороне сёгуната войск вошел и отряд Синсэнгуми, ставший к тому времени знаменитым благодаря своему мастерству и храбрости. Войска сёгуната держали в руках меч самурая, а вот имперские войска использовали новые европейские военные технологии и были вооружены огнестрельным оружием, хотя при этом состояли из неподготовленных простолюдинов. В целом для этой войны характерным стал следующий тип сражения: проимператорские войска стремились расстреливать армию сёгуната издали, а самураи с холодным оружием в руках старались перевести бой в рукопашный. В бою на мечах на стороне войск императора было численное преимущество, однако войска сёгуната с лихвой компенсировали это своим мастерством. Но все же исход войны был предрешен, особенно с учетом добровольного отречения от власти сёгуна Токугава Ёсинобу.

В ходе войны было много кровопролития, однако одна трагедия особо выделяется на общем фоне. В ополчение клана Айдзу, выступавшее за сёгунат, входил отряд «Белых тигров», набранный из сыновей самураев в возрасте от 15 до 17 лет. Во время боя за родной город Айдзу-Вакамацу, состоявшемся в октябре 1868 года, два десятка подростков из отряда «Белых тигров» оказались отрезанными от основных сил своего клана. Увидев дым над замком, они решили, что их город уже захвачен врагами. Как настоящие самураи они использовали свои короткие японские мечи вакидзаси для выполнения старинного обряда харакири. Как выяснилось позже, дым был истолкован подростками неправильно - битва за город еще не была закончена.

Душа самурая

В одном из законов сёгуната говорилось, что меч — это душа самурая. Одержавшие верх в гражданской войне сторонники имперской власти вскоре провели множество реформ, в том числе и военную. Армия была перевооружена по европейскому варианту, однако представители семейств самураев не спешили расставаться со своим мечом и он стал использоваться как часть офицерского обмундирования. Самурайский меч не отправился в небытие, он стал символом Японии и неординарных древних традиций. Поэтому такой меч является желанным приобретением для любого коллекционера оружия и по сей день.
Forum with id 2 is not found.
Товар добавлен в корзину